en

Гаккель Яков Модестович

Гаккель Яков Модестович

Специалист в области электротехники, самолето- и тепловозостроения. Профессор (1921), заведующий кафедрой электрической тяги (1921-1930) ЭТИ–ЛЭТИ.

12.05.1874, Иркутск – 12.12.1945, Ленинград


В 1897 году окончил ЭТИ со званием телеграфного техника 1-го разряда. В 1900 году защитил диплом на звание инженер-электрика. Преподавал в Электротехническом институте императора Александра III с 1903 г.

За участие в студенческих революционных организациях сослан на 5 лет в Сибирь; служил в Ленском золотопромышленном товариществе и руководил постройкой и эксплуатацией одной из первых в России ГЭС (близ Бодайбо) мощностью 20 л. с. для питания двигателей центробежных насосов и золотопромывочных машин.

В начале 1900-х гг. инженер в фирме Вестингауза на строительстве объектов для организации трамвайного движения в Санкт-Петербурге. Участник Всероссийских Электротехнических съездов; работал в городской комиссии по устройству электрической тяги, руководил работами студентов в лаборатории электротехники ЭТИ.

В 1909 году совместно с предпринимателем С. С. Щетининым организовал авиационную мастерскую в Новой Деревне и построил самолет, на котором сам совершил первый полет. Разработал в 1909 г. конструкцию самолета-биплана ЯМГ, фюзеляжного биплана Г-III (Гаккель-III) с двигателем воздушного охлаждения мощностью 35 л. с., одностоечный биплан Г-IV с двигателем мощностью 100 л. с.. По предложению Русско-Балтийского завода сконструировал в 1911 г. первый в России гидросамолет-амфибию Г-V, на котором был совершен перелет Царское Село-Красное Село. На cамолете-биплане «Г-VIII», занявшем 1-е место на конкурсе летательных аппаратов, построенных в России, летчик Г.В. Алехнович установил национальный рекорд высоты (1350 м.). Самолет Г-XI был первым в мире подкосным монопланом.

С 1920 по 1922 гг. работал в Киеве, где в конструкторском бюро при Теплотехническом институте имени профессора Гриневецкого разработал один из первых в мире мощных (около 1000 л. с.) работоспособных тепловозов. К изготовлению привлек заводы Петрограда: Балтийский, «Электросилу», «Красный путиловец», «Электрик». Тепловоз построен в ноябре 1924 г. и после испытаний эксплуатировался (1925) на маршрутах Москва-Курск, Москва-Харьков и др.

Многие его предложения и идеи, в частности, сочлененность конструкции тепловоза, получили дальнейшее развитие. С 1931 г. работал в Теплотехническом институте, с 1936 г. в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ).

Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1940). Награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалями.